Сезон двухколесной техники подходит к концу, а ситуация с наличием водительских удостоверений у наездников мопедов, скутеров и мотоциклов не улучшилась. Напоминаем, что 5 ноября 2013 года была введена новая категория водительского удостоверения — категория М — для управления мопедами и скутерами, а также легкими квадрациклами, и подкатегория А1 для легких мотоциклов. Но сами правила выдачи таких водительских удостоверений были узаконены лишь через год. Получается, что с 5 ноября 2014 количество курсантов на обучение в автошколе и количество выданных прав на новую категорию должно было увеличиться, но не тут-то было.

Ведь 16 мне уже

Начнем по порядку. Категория М и подкатегория А1 узаконены, реформы автошкол прошли, хочешь ездить законно на своем новеньком мопеде или легком мотоцикле — иди в автошколу. Это единственные категории, разрешенные к использованию с 16 лет. Поэтому водителей, которые имеют права с любой открытой категорией, имеют право управлять мопедами и скутерами без открытой категории М.

Родители 16-летнего подростка, прежде чем подарить ему двухколесный бензиновый или электромоторный транспорт, должны позаботиться о законности использования такого подарка. Для начала его использования нужно получить права категории М или подкатегории А1. Поэтому либо в дополнение, либо как первоначальный подарок нужно оплатить обучение в автошколе. Цена вопроса порядка 10-15 тысяч рублей.

Зачем введены новые категории для несовершеннолетних водителей?

Новая категория М национального водительского удостоверения была введена в основном из-за несовершеннолетних, среди которых число водителей мототранспорта растет с каждым годом. Подростки слишком часто стали участниками и виновниками дорожно-транспортных происшествий. Подростки являются полноценными участниками дорожного движения, а о безопасности дорожного движения имеют слабое представление. Даже в 16 лет за нарушение правил дорожного движения полная ответственность по законодательству РФ. К тому же скутер и мопед в ГИБДД не регистрируются и юридически сложно разбираться в авариях с их участием. Введение обязанности иметь водительское удостоверение юным мотолюбителям упрощает некоторые юридические моменты оформления дорожно-транспортного происшествия с их участием.

Почему не растет количество желающих получить права на мопед или скутер?

По мнению специалистов, основных причин две:

Первая причина. Большинство автошкол не готовы или не желают готовить на эту категорию, и никто не может их заставить получать на это разрешение. По последним данным лишь 400 автошкол России освоили программу обучения вождению на транспортных средствах категории М.

Вторая причина. О необходимости обучения и получения прав на управление малой двухколесной техникой говорится много и давно, а желающих обучиться практически нет. Хотя можно отучиться на подкатегорию А1 и автоматом получить категорию М. А почти нет желающих потому, что при наступлении совершеннолетия автоматом не откроют другие категории, а нужно будет идти заново в автошколу и обучаться на категорию А или В, кому что по душе, и сдавать экзамены в ГИБДД. И получается, что обучаться в автошколе на эту категорию невыгодно. А что делать, закон есть закон. Да и жизнь то дороже, ведь вас научат не только теории, но и практике. Да и есть куча нюансов, о которых вы и не догадываетесь, например, ваш мототранспорт ведет себя при наличии пассажира совсем не так, как вы привыкли, а опытный инструктор вас научит.

Чем грозит езда на мопеде и скутере без водительского удостоверения?

Большинство мотолюбителей относятся скептически к получению водительского удостоверения. В качестве аргумента говорят, что они умеют и без обучения безопасно ездить на мопеде или мотоцикле, там же все просто почти как на велосипеде. Несмотря на кажущуюся простоту в управлении и наличие навыков вождения, административную ответственность никто не отменял.

С введением новых категорий и подкатегорий водительских удостоверений в ПДД также внесены поправки. Мопед и скутер относится к механическим транспортным средствам, управление которым без водительского удостоверения влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15000 рублей!!! Максимальный штраф равен стоимость обучения на права категории М, стоит ли экономить на этом, думаю — нет. Да и если вы попадетесь инспектору ГИБДД на «железном коне» без соответствующего водительского удостоверения, то ваш мопед или мотоцикл отправится на штраф стоянку, еще и за стоянку заплатите, а забрать сможет лишь, человек имеющий право управлять такой техникой.

Что делается для изменения ситуации?

Пока инспекторы ГИБДД в других городах останавливают и изымают мототехнику, накладывая административный штраф, у лиц, не имеющих права на управление таковой, в томской Госавтоинспекции придумали привлекать общественность. Так в заседании административной комиссии, на которых рассматривают дела по авариям с участием мотоциклов и мопедов, а также нарушения водителей мототранспорта, принимают участие «заслуженные мотолюбители» — байкеры. Они приводят замечания и убедительные доводы нарушителям. В ГИБДД Томска считаю, что авторитет и опыт байкеров помогут убедить нарушителей получить водительское удостоверение на управление мототранспортом. Сообщается, что почти все водители, которых инспекторы привлекли за управление мотоциклами или мопедами, скутерами без водительского удостоверения, пообещали отучиться в автошколе и получить водительские права с соответствующей категорией.

Дмитриев Виталий, дата публикации: 13.08.2015
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.