Полная версия

Реформа автошкол: как не попасть в ловушку

Реформа автошкол: как не попасть в ловушку

Проблема качественного обучения вождению всегда была актуальна в нашей стране, а в последнее время очень часто поднимается вопрос о реформировании данной отрасли. И вот совсем недавно вступили в силу новые программы обучения в автошколах. Действительно ли новые правила смогут повлиять на безопасность вождения или же нововведения обернутся лишь новыми проблемами для автошкол и их учеников сможет показать время. На данный момент оценочные суждения разнообразны, и делать какие-либо выводы пока рано. Тем не менее, как и ожидалось, реформа может спровоцировать волну закрытия некоторых школ, которые не смогут пройти аттестацию в соответствии с новыми правилами. А вот ученикам, которые как раз в данный момент только собираются получить заветную «корочку», нужно максимально обезопасить себя, чтобы в итоге не оказаться и без денег, и без водительского удостоверения. На что же следует обратить внимание?

Выбираем автошколу внимательно

Первое, что нужно запомнить — это то, что с 12 августа этого года ни одна автошкола в нашей стране не может набирать себе учеников на старые программы обучения. Поэтому, если вдруг вас заманивают низкими ценами или самыми короткими сроками, задумайтесь десять раз перед тем, как поддаться искушению сэкономить время или деньги. Ведь никто вам не гарантирует, что закончив такие курсы, вы сможете получить желанные права. Дело в том, что аттестация автошкол сейчас в самом разгаре и для тех, кто медлит с подачей заявления на проведение проверки или по каким-либо причинам не может эту проверку пройти, могут быть применены самые строжайшие меры, вплоть до лишения лицензии. А не будет у школы лицензии — значит, не будет и водительских прав у её учеников.

Вторым шагом при поступлении в автошколу должна быть проверка необходимого пакета документов. Так уж повелось, что большая часть населения нашей страны привыкла слепо доверять различным учреждениям. По крайней мере, так могут поступать те счастливые люди, которым еще не довелось обжечься на какой-либо из таких горе-организаций. В условиях проведения реформы мы попадаем в ту ситуацию, когда не стоит полагаться на случай и необходимо всегда быть начеку. Поэтому, обратившись в выбранную автошколу, смело просим предъявить:

— лицензию на осуществление образовательной деятельности, где обязательно нужно обратить внимание на срок действия документа;

— положительное заключение ГИБДД, которое свидетельствует о том, что школа прошла аттестацию в соответствии с новыми требованиями.

Кроме того, внимание стоит обратить на автопарк выбранной автошколы: в каком состоянии находятся автомобили и соответствуют ли они вашим требованиям. По новым правилам, которые вступили в силу ранее, был введен целый ряд новых категорий и подкатегорий в водительских удостоверениях. Теперь при поступлении на категорию «B» есть возможность отучиться на автомобилях с механической или автоматической трансмиссией. Во втором случае в вашем водительском удостоверении будет сделана пометка АТ (автоматическая трансмиссия), которая будет означать, что вы не сможете управлять автомобилями с МКПП. Соответственно, если вы обучаетесь на автомобиле с механикой, то сможете управлять и такими, и такими типами автомобилей. Кроме того, введена совершенно новая категория транспортных средств «М» — мопеды и легкие квадроциклы. Также, в новых водительских удостоверениях появилось множество подкатегорий, таких как «A1», «B1», «C1» и др. Получить категорию А, А1 вы можете в мотошколе мото-образ.

Соответственно, теперь автопарк любой школы пополнится новыми транспортными средствами, которые, к тому же, должны быть оборудованы особым образом. На все это необходимо обратить внимание, особенно если вы собираетесь проходить обучение на какую-либо из нововведенных категорий.

Новые программы для обучения водителей

Абсолютно все автошколы нашей страны уже получили полный комплект примерных программ подготовки водителей в соответствии с новым законом «О безопасности дорожного движения. Если раньше этих программ было всего 5, то теперь их 28:

— 16 основных программ для подготовки по категориям и подкатегориям, которые прописаны в водительских удостоверениях;

— 10 программ переподготовки водителей, направленных на то, чтобы можно было за более короткие сроки и умеренную оплату переучиваться с одной категории или подкатегории на другую;

— 2 программы повышения квалификации водителей: для автотранспорта и для мототранспорта.

Кроме того, что количество программ резко возросло, изменилась также и структура построения каждой программы. Программы стали модульными, состоящими из трех циклов обучения циклов обучения: базового, специального и профессионального.

Базовый цикл имеет объем в размере 84 часов и является единым для всех программ обучения, т.е. вне зависимости от того, на какую категорию вы пришли обучаться, программа базового курса будет одинакова, а значит, автошкола может всех своих учеников обучать в одной аудитории, что является несомненным плюсом для самой организации. Базовый цикл включает в себя 4 учебных предмета. К уже знакомым нам предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии», «Основы управления транспортными средствами» добавляется новый предмет: «Психофизиологические основы деятельности водителя», который, как планируется, позволит подготовить водителя к экстренным ситуациям и привить правильное поведение на дороге, что в свою очередь должно положительно отразиться на безопасности дорожного движения в целом. Последовательность, в которой будут изучаться темы и разделы данного цикла определяет сама автошкола.

Специальный цикл направлен уже на более детальное изучение нюансов конкретной категории транспортных средств и отработку навыков управления. Сюда уже входят такие предметы, как «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств», «Основы управления транспортными средствами», «Вождение транспортных средств». Занятия по вождению впервые разрешили проводить в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — раньше это не допускалось. Кроме того, теперь один час вождения является астрономическим, т.е. составляет 60 минут, в то время как теоретические занятия по-прежнему остались по 45 минут. Да и количество занятий, отведённых на вождение, увеличилось. Например, для категории «B» это 56 часов на автомобилях с механической трансмиссией и 54 часа на автомобилях с автоматом. Еще одно очень важное нововведение, касающееся вождения — это возможность обучаться управлению транспортным средством с прицепом до 750 кг на тех категориях, где предусмотрена такая возможность. По правилам дорожного движения, на прицепы с разрешенной максимальной массой, не превышающей 750 кг, не требуется отдельная категория, но движению с таким прицепом раньше не обучали. Теперь такая возможность реализована по желанию ученика и отводится на это 6 часов вождения.

Профессиональный цикл направлен на изучение основ пассажирских и грузовых перевозок, что также должно положительно сказаться на безопасности движения. Следует отметить, что данный курс отсутствует в категориях, имеющих отношение к мототранспорту. Это категории «M», «A», «A1» и «B1».

Новшества для автошкол

Конечно, реформа стала неприятным ударом для большинства автошкол. Годами отработанная система обучения меняется кардинально. Насколько удачным будет результат пока неизвестно, но уже ясно, что многие автошколы не пройдут аттестацию. Так какие же школы попадают в группу риска? 19 августа этого года в пресс центре ИТАР-ТАСС состоялся круглый стол «Новые правила обучения в автошколах», в ходе которого Татьяна Вячеславовна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол ответила на этот вопрос: «Останутся работать те, кто соответствует тем требованиям, которые установлены данным нормативным документом. Давайте предположим, кто, возможно, не сможет работать в этих условиях. До 5 ноября, когда работала система экстерна, так называемые автошколы с приставкой „якобы“ — якобы автошколы — предлагали за 4 — 6 лекций пройти обучение в очень короткие сроки за низкие цены. Им, по всей видимости, здесь дальше делать нечего, потому что о качественной подготовке здесь речь никогда не шла». Если реформа действительно позволить выявить и отсеять такие школы, то возможно, что качество подготовки водителей сможет стать существенно лучше. Но, тем не менее, чтобы пройти проверку автошколам придется приложить усилия. Предъявляются достаточно серьезные требования к оборудованию учебных классов, преподавательскому составу, транспортным средствам, учебным площадкам. Одним из самых сложных требований стал установленный размер автодрома не менее 0,24 Га. Для многих автошкол это стало серьезной проблемой, так как территории старых площадок во многих случаях меньше указанных и проверку не пройдут. Автодром может быть или в собственности автошколы, или использоваться по договору аренды. Таким образом, те школы, которые остались без собственной площади могут арендовать ее у тех автошкол, которые успешно прошли проверку. Кроме того, в перспективе планируется создание центров коллективного пользования, где также смогут тренироваться ученики различных автошкол.

Пока что рано говорить о том, какое действие окажет проведенная реформа. Будет ли она действительно полезна для обеспечения безопасности движения и достигнет ли поставленных целей. В любом случае, нам необходимо как можно скорее приспособиться к изменениям и не попасть в ловушку недобросовестных организаций, которые могут попытаться заработать на сложившейся ситуации.

Автор: Елена Мальцева, дата публикации: 02.10.2014
Перепечатка без согласия редакции запрещена.