Полная версия

Переобучение водителей с одной категории на другую - это реально?

ДСАГО и ОСАГО для новичков за рулем в первый годВ середине сентября вступили в силу примерные программы переподготовки водителей транспортных средств, утвержденные Минобрнауки РФ. Вступление в силу этих программ дало автошколам право на переобучение водителей с одной категории (подкатегории) на другую. Ранее такой возможности по большинству категорий не было. Для открытия еще одной категории (подкатегории) водительского удостоверения нужно было проходить весь курс обучения в автошколе заново и за полную стоимость.

Теперь автошколы имеют право подать в ГИБДД документы на соответствие своих программ переподготовки водителей примерным программам. После получения соответствующих документов начать набор на переобучение. Полагаю, что желающих будет достаточно. Ведь переобучиться стоит дешевле, курс короче, чем полное обучение. Но почему-то автошколы не спешат утверждать свои программы для проведения курсов переподготовки.

Реально ли переобучиться?

В интернете многие желающие переобучиться на другую категорию задают вопросы представителям автошкол, спрашивают на форумах, но пока лишь единицы автошкол могут представить услугу по переподготовке.

Программы переподготовки с категорий «В», «С», «D» на самые распространенные категории и подкатегории были приняты еще в 2013 году. Поэтому найти такие курсы переподготовки более реально.

А вот что касается переподготовки водителя мототехники или ряда подкатегорий более тяжелого транспорта («В1», «С1», «D1»), дела обстоят намного плачевнее.

Эксперты считаю, что ряд программ переподготовки и подготовки будут лишь существовать на бумаге. Потому что люди по возможности стремятся получить водительские права сразу высшей категории, чтобы сэкономить деньги.

Поэтому программы для категорий (подкатегорий) «М», «А1» и переподготовки с этих категорий на высшие автошколы вообще не спешат вводить, ведь они востребованы единицами желающих. Ну может теперь ситуация изменится, ведь для переобучения, например, с категории М на категорию «А» или подкатегорию «В1» нужно будет заплатить меньше и сам курс будет укорочен.

Сколько стоит переобучиться с одной категории на другую?

Проанализировав цены на обучения в ряде автошкол России, выводим среднюю стоимость курсов переподготовки водителей. С категории «В» на «С» и наоборот стоит порядка 15 тысяч рублей, с категории «С» на «D» около 25-30 тысяч рублей. Видим выгоду, стоимость в 1,5 раза ниже, чем полный курс обучения. Но некоторые автошколы переподготовку проводят за полную стоимость обучения на категорию, что печально. А о стоимости переподготовки по программам, которые вступили в силу в сентябре (с категорий «М», «А», «А1», «В1», «С1», «D1»), информации нет вообще. Значит автошколы еще не получили заключение на соответствие своих программ переподготовки по этим категориям или попросту не готовили документы.

Реформа не автомобиль, но буксует не хуже

ДСАГО и ОСАГО для новичков за рулем в первый годНе смотря на законодательное закрепление новых возможностей для автошкол, сама реформа обучения сильно пробуксовывает. Новые программы и требования есть, а в самой Госавтоинспекции нет четкого механизма проверки соответствия выпускников автошкол новым требованиям, как проверить реальные знания и навыки, вместо машинальных заучиваний упражнений и заучивания билетов экзамена.

Пока на ум реформаторам в сфере автошкол приходит лишь двухуровневая система выдачи прав: первые водительские права лишь на 2 года, ограничить новичков за рулем в скорости, в лошадиных силах.

Все эти «хотелки» требуют больших законодательных проработок, внесение изменений в правила выдачи водительского удостоверения, которые только еще направлены на регистрацию в Минюст, в закон о безопасности дорожного движения, в КоАП наконец-то. Поэтому вся реформа сильно тормозит и желаемых результатов пока не дает.

Скоро тронемся?

Надеемся, что после нового года переходный период закончится, и автошколы начнут в полную силу не только подготовку, но и переподготовку водителей. Законодательная база обновлена почти вся, уточнены требования к педагогическому составу автошкол, к экзаменаторам ГИБДД, Минобрнауки РФ дает подробные разъяснения по адаптации программ обучения, по их применению, по организации учебного процесса. Остается пожелать скорейшего вхождения автошкол в новое русло.

Дмитриев Виталий, 06.11.2015
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.