Анализ безопасности дорожного движения: формирование навыков и мастерства В этой статье мы поговорим о таких важных способностях водителя, как анализ безопасности дорожного движения, а также о формировании навыков и мастерства.

Анализ безопасности дорожного движения

Анализ является способностью классифицировать все встречающиеся при движении объекты по определенным категориям, влияющим на безопасность дорожного движения.

Данные объекты разделяют на три основные группы:

  • На те, что представляют угрозу для безопасности движения авто. Так деревья, дома, холмы являются закрывающими обзор препятствиями, столбы и стоящие у обочины авто – неподвижными препятствиями, а пешеходы, движущиеся авто и велосипедисты – движущимися препятствиями.
  • На те, что носят информационный характер. Ими могут являться светофоры, дорожные знаки или сигналы регулировщика.
  • На те, что не представляют опасность для движения транспорта. К ним относятся идущие по тротуару пешеходы, реклама и т.п.

Основным принципом безопасности движения является умение видеть обстановку самому и быть видимым другим.

Для принятия правильного решения в дорожно-транспортной ситуации нужно уметь правильно ее осмыслять. Для этого требуется концентрация внимания на самых важных с точки зрения безопасности управления автомобилем элементах, а именно, на поведении и состоянии других участников движения, дорожных знаках, сигналах светофора и регулировщика, дорожной разметке, дорожных условиях.

Формирование навыков

Для успешного обучения управлению авто требуется отчетливое представление процесса формирования навыков, основой которых являются рефлексы, которые могут быть условными и безусловными. Навык является деятельностью, сформированной путем повторения и доведения до автоматизма. К безусловным рефлексам относятся врожденные, в непосредственной связи с которыми находятся рефлексы условные, развивающиеся в обучении, труде и жизнедеятельности. Примером единства условных и безусловных рефлексов является следующий пример: безусловным (защитным) рефлексом будет являться реакция водителя на возникшую опасную ситуацию, а качественным его выражением будет быстрота и точность оценки, оптимальное решение – условный рефлекс, который можно тренировать вместе с другими психологическими функциями.

Навык способствует тому, что действия водителя становятся целенаправленными, привычными, экономичными и точными. При наличии навыка у водителя меньше тратятся нервная и мускульная энергии, повышается работоспособность, снижается утомляемость, появляется способность быстро приспосабливаться к изменению условий движения, предотвращении опасности. При навыке труд приносит удовлетворение, становясь творческим, радостным, безопасным и высокопроизводительным. Навык способен развиваться и совершенствоваться при обучении, а потом и на производстве, в процессе труда. Даже многолетний перерыв не способен полностью уничтожить навык. Небольшая практика вождения авто, и он восстановится.

Успешному образованию навыка способствуют не только учебные, но и воспитательные воздействия, морально-эмоциональные стимулы и психофизиологические факторы.

Навыки являются качественным показателем подготовки водителя. Конечной целью и учебно-воспитательной задачей является привитие навыков безопасного и экономичного управления ТС.

Навыки формируются из трех взаимосвязанных и взаимозависимых периодов, таких как:

  • Начальный, являющийся самым трудным, замедленным;
  • Промежуточный – прогрессивный, при котором наблюдается более быстрое развитие.
  • Заключительный – завершающий развитие навыков на данной стадии подготовки.

Таким образом, навыки формируются неравномерно: по началу их развитие замедляется, но затем становятся быстрее, и сдерживается в заключительном периоде.

Судить о том, насколько водитель овладел навыком, следует по показателям работы. Постоянные качественные результаты, а не случайные, говорят об устойчивости навыка и подготовленности к труду в данной профессии. Далее по мере того, как человек будет самостоятельно работать, навык начнет совершенствоваться, и сможет в себе объединять комплекс разных действий.

На начальном этапе обучения ученик настраивается на то, чтобы выполнить ряд последовательных действий, но при многократных тренировках действия автоматизируются и объединяются в одно крупное. Проявление навыков не только в движениях, но и при восприятии и распределении внимания.

Закрепление навыков происходит в психике обобщенными схемами и связями, позволяющими по ситуации реализовывать по-разному один и тот же навык. Данная гибкость реализации навыков позволяет их переносить. К примеру, умея управлять грузовым автомобилем, водитель может управлять и легковым авто.

Опыт способствует выработке индивидуальной манеры управления авто, развитию умения выбирать способы действий, учитывая изменяющиеся условия движения, уверенной ориентации в сложной обстановке, что зовется мастерством управления авто и к чему курсанта готовит содержание и направление учебно-воспитательного процесса.

Формирование мастерства

В мастерство управления автомобилем входят:

  • Базовые навыки управления авто;
  • Навыки ориентации в дорожном движении;
  • Навыки управления в сложных и критичных ситуациях.

Базовые навыки управления ТС состоят из:

  • Посадки за руль;
  • Начала движения;
  • Обстановки и торможения;
  • Переключения передач;
  • Выдерживания траектории движения;
  • Разворотов, поворотов, парковки и умения двигаться задним ходом.

Данные навыки должны быть доведены до автоматизма, и уже после этого ученик овладевает навыками ориентации в дорожном движении, а именно:

  • Наблюдением за обстановкой;
  • Анализом и прогнозированием развития дорожной ситуации;
  • Выбором скорости, интервала и дистанции.

Овладев навыками выявления опасности, можно перейти к навыкам управления ТС в сложных и критических ситуациях, а именно:

  • Движению в плотном транспортном потоке;
  • В ночное время;
  • При гололедице;
  • По бездорожью;
  • Критической аварийной ситуации.

Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 17.04.2018г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.