Основы эффективного общения Агрессия и конфликты на дорогах – к сожалению, явление не редкое, и причина тому – отсутствие взаимоуважения и неумение водителей спокойно и грамотно общаться. Поэтому в этой статье мы поговорим об эффектах межличностного восприятия, стилях и барьерах общения, стратегиях взаимодействия. И так, начнем…

Эффекты межличностного восприятия

К эффектам межличностного восприятия относятся:

  • Эффект установки;
  • Эффект ореола (предварительный перенос информации о каком-либо человеке на его восприятие);
  • Эффект новизны и первичности (то, что сказано в начале – выигрывает);
  • Стериотипизация (устойчивый образ чего-либо).

Во время беседы необходимо:

  • Открыто и дружелюбно улыбаться собеседнику во время диалога, чтобы расположить его к себе. Ваша доброжелательность его обезоружит и расположит к откровенности.
  • Выбрать такое расположение, чтобы между вами и собеседником отсутствовали значительные преграды и препятствия. Расстояние между вами во время беседы должно быть комфортным, 80-120 см.
  • Принять открытую позу: не скрещивать руки и ноги, не прятать руки под стол, так как подсознание собеседника будет воспринимать это как защиту и оборону. Если ваши руки будут ладонями вверх и на виду собеседника, то это увеличит его доверие к вам.
  • Держать прямо голову во время диалога, и стараться подольше и почаще смотреть в глаза собеседнику.
  • Говорить в тональности своего собеседника и с той же громкостью.

Чтобы общение было комфортным и успешным, человеку следует обладать рядом качеств и умений. У кого-то они врожденные, а кому-то потребуется им поучиться. Вы должны обладать:

  • Способностью чувствовать и проявлять доброжелательность и уважение к людям, даже если не одобряете их поступков, а также готовностью поддержать в трудный момент (доброжелательностью);
  • Умением ставить себя на место другого человека, видеть его глазами мир, воспринимать его поступки с его позиции и видеть себя его глазами (эмпатией);
  • Умением быть ответственным, открытым, не играть ролей и не носить масок, не изображать из себя того, кем вы не являетесь, а быть самим собой (аутентичностью);
  • Умением высказать свое мнение, сказать о своих поступках и переживаниях, и отказаться от общих, многозначительных и непонятных для собеседника рассуждений, вводящих в скуку (конкретностью);
  • Способностью самому вступать в контакт и не ждать инициативы от других, склонностью к активности и лидерству в отношениях, готовностью браться за дело, требующее активного вмешательства, а не ждать, пока кто-то другой начнет что-то делать (инициативность);
  • Умением говорить и действовать напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам, выражать свою точку зрения, не скрывая и не замалчивая (непосредственностью);
    искренностью, готовностью открыться другому человеку, так как открытость помогает установить прочные и здоровые отношения. Не путайте открытость с нездоровым стремлением посвятить других в свои интимные тайны и свою подноготную, поскольку людям интересны вы, а не вами секреты (открытостью).
  • Умением выражать эмоции и принимать их от других, бесстрашием перед непосредственным соприкосновением со своими и чужими чувствами (принятием чувства);
  • Если возник конфликт или трения, - умением поговорить с другим человеком, не обостряя ситуации, выяснив источник разногласий найти компромисс. Готовностью в случае необходимости найти конфронтацию, но не пугая или карая другого, а с целью установки хоть и не дружеских, но ровных отношений и хоть какого-то соглашения (терпимостью, толерантностью);
  • Исследовательским отношением к себе, своей жизни и поведению, умением видеть себя со стороны, стремлением принимать помощь окружающих, готовностью воспринимать их мнение, но самому быть автором своей самооценки. Умением воспринимать критику в свой адрес, как новую информацию, важную для самопознания (самопознанием);

Стили общения

При конкретном выборе того или иного стиля общения определяющая роль отведена ряду факторов, важнейшими из которых можно назвать цель общения, ситуацию, при которой оно происходит, статус и личную особенность собеседника, его положение в обществе и мировоззрение, характеристику самой формы взаимодействия.

Профессиональное речевое общение использует следующие стили коммуникативного взаимодействия: научный, бытовой, официально-деловой и публицистический. Рассмотрим их подробнее…

Официально-деловой стиль общения обуславливают практические требования жизни и профессиональная деятельность. Он применяем в правовых, социальных и управленческих отношениях. Данный стиль выражается в письменной (деловой переписке, нормативных актах, делопроизводстве и т.д.) и устной форме (докладах, выступлениях на совещаниях, служебных диалогах, беседах, деловых переговорах). Для делового стиля требуется предельная точность речи, добиться которой поможет использование терминов, как широко распространенных, так и узкоспециальных.

Научный стиль общения является языком науки, используемым в деловой коммуникации людей, работающих в исследовательской, педагогической и научной сферах, и вырабатывающим объективные знания о законах и идеях действительности, явлениях, предметах.

Используется научный стиль в научных трактатах, докладах, статьях, тезисах, диссертациях, научных трудах, выступлениях на семинарах, конференциях, лекциях, симпозиумах.

К публицистическому стилю речи можно отнести любое публичное выступление. Если выступление устное, то публицистический стиль выражен в речи, докладах, лекциях, выступлении на радио и т.д., а при письменной форме – в заметках и статьях газет, рецензиях и т.д. Данным стилем обслуживается сфера общественных отношений в области культуры, политики, экономики. К этому стилю чаще всего прибегают средства массовой информации, а также им пользуются на выборах, агитационных акциях и т.д.

Публицистический стиль общения характеризуется:

  • Информативностью сообщения, документально-фактологической точностью, собирательностью и официальностью применяемых материалов.
  • Реальностью фактов и жизненных явлений, проверенными документальными источниками, новизной фактов и реальностью ситуаций, событий, рассказов очевидцев.
  • Книжно-абстрактными средствами, к примеру, такими словами, как: понимание, процесс, система, доминирует, исследование, свидетельствует, деятельность, требует, оказывается, предполагает и т.д.
  • Приемами адресации, то есть словами выступающего, направленными к определенной группе лиц или конкретному лицу.

Разговорно-бытовой стиль – это разговорная речь, обслуживающая сферу неформальных отношений, не только бытовых, дружеских и семейных, но и профессиональных. Функция разговорной речи – межличностное общение, поэтому и применяется она чаще в устной форме в диалогах, спонтанно и без предварительного обдумывания.

В разговорной речи человек самовыражается, проявляет свои индивидуальные особенности, так как она имеет эмоциональную окраску. При неформальном общении пользуются обиходно-бытовой лексикой, просторечием, экспрессивно-эмоционально окрашенными высказываниями и сокращениями (общага, кафешка и т.п.), сленгом (я тащусь, круть и т.п.), разговорно-бытовой фразеологией («мчится, как угорелый», «упрям, как осел» и т.д.), глагольными междометиями (шмяк, бряк и т.д.), разнообразными частицами (а ну, вот, этот-то и т.п.). Часто применяются восклицания, вопросительные и побудительные предложения. Данный стиль речи применяется в определенных ситуациях. Если соблюдать стилевые нормы и правила, то каждый человек сможет создать имидж делового человека и достичь нужных результатов, основываясь на кооперации совместных усилий, сближении целей и сотрудничестве.

Выбирая стиль общения, человек может сделать правильный выбор и облегчить взаимопонимание с партнером, либо же ошибиться с выбором стиля и затруднить его. Психологами были проанализированы способы ведения разговора, затрудняющие взаимопонимание между партнерами, ухудшающие взаимоотношения, вызывающие раздражение, злость и негатив. Рассмотрим их…

И так, к барьерам общения относятся:

  • Применение при общении оскорблений, негативных оценок и ярлыков;
  • Дача ненужных советов. Совет следует давать лишь тогда, когда вас о нем попросили, иначе он вызовет протест;
  • Задавание вопросов, на которые невозможно или не нужно отвечать;
  • Приказной тон или приказы, даже если они оправданы и справедливы, все равно вызовут протест и желание их оспорить. Иногда в таких разговорах человек теряет контроль и делает предложения, далекие от реальности, или же приписывает другим людям намерения и причины, которых на самом деле не существует;
  • Ложные аргументы, концентрирующие опасения конкретного человека, однако эти опасения безосновательно приписывают другому. Партнер попадает в сложное положение – оспорить ложные аргументации – значит еще сильнее раздразнить другого, и согласиться с абсурдом тоже нельзя;
  • Обобщение и глобальный вывод, сделанный на основании единичных случаев. Под воздействием страха и сильных эмоций человек делает поспешные выводы, которые ненадежны.
  • Ирония и язвительность при общении. Подшучивания друг над другом лишь до тех пор доставляют удовольствие, пока угодны обоим партнерам. Однако если вы потеряете меру и перейдете грань, то даже самое безобидное при другой ситуации слово вызовет обиду у партнера. У каждого человека эта грань индивидуальна и зависит от ситуации, отношений между собеседниками и контекста разговора.

Каждый конфликт неповторим по характеру, и предусмотреть оптимальный путь, чтобы выйти из него – нельзя. Однако у психологов есть рекомендации, которые эту задачу упростят.

И так, чтобы разрешить конфликт, важная роль отведена следующим моментам:

  • Адекватности отражения конфликта;
  • Открытости общения конфликтующих сторон;
  • Созданию климата доверия;
  • Определению существа конфликта.

Стратегии взаимодействия (по К. Томасу):

  1. Пассивная стратегия избегания. Уходить от взаимодействия (физически или психологически, не высказывать свою точку зрения и т.д.)

Данная тактика оправдана, если:

  • нет сил на то, чтобы достичь цели;
  • цель взаимодействия для вас не так важна.
  1. Пассивная стратегия приспособления. Нужно отказаться от своих целей ради достижения целей партнера. Тактика оправдывает себя, если для вас важнее сохранение хороших отношений с партнером.
  2. Активная стратегия сотрудничества. Активное участие обоих партнеров в целях достижения цели. Вы открыто обмениваетесь мнениями, обсуждаете позиции, находите самый приемлемый для вас обоих вариант. Данная стратегия оправдана, если нет ограничений по времени.
  3. Стратегия соперничества – активной борьбы за свои интересы. Непримиримый антагонизм при сопротивлении партнера: применение оскорблений и унижений. Стратегия оправдана лишь в крайних случаях.
  4. Активная стратегия компромисса, то есть когда оба партнера участвуют в поиске решения и идут на взаимные уступки.

Чтобы разрешить конфликт, важно:

  • Адекватно отражать конфликт;
  • Обеим конфликтующим сторонам открыто общаться;
  • Создать климат доверия;
  • Определить существо конфликта.

У всех конфликтов сходная основа: по факту положение дел иное, нежели ожидалось. В таком случае есть два способа решить конфликт: попытаться перестроить реальность под ожидания, или же изменить отношение к реальному положению дел у оппонентов. Но лучше всего прибегнуть к обоим способам. Вам необходимо:

  1. Создать атмосферу сотрудничества, уделить несколько минут неофициальной беседе.
  2. Сделать общение ясным. Вся необходимая информация должна быть подготовлена к переговорам, оговорена терминология, чтобы одни и те же слова не были поняты сторонами по-разному.
  3. Если имеет место конфликт, то нужно признать его наличие.
  4. Договориться о процедуре. В случае наличия конфликта, и если нет возможности решить его быстро, вместо бесплодных споров вы должны договориться о совместной работе по его преодолению. Заранее оговорите, кто будет участвовать в обсуждении.
  5. Сформулируйте проблему конфликта. Ваша главная задача – определение конфликта в терминах той обоюдной проблемы, которая должна быть урегулирована. На данной стадии подходите к проблеме, как к «вашей», чтобы определить дух сотрудничества. Каждая из сторон высказывается по ситуации, в чем они видят конфликт и как они оценивают свой вклад в сложившуюся ситуацию, что каждая из сторон не видит и не признает. Все должны отстраниться от скрытых интересов, личных амбиций, так как они лишь усложнят проблему. Сосредоточьтесь на конкретных действиях, общих потребностях сторон, предмете спора. Не переходите на личности.
  6. Исследовать возможные варианты решения.
  7. Добиться соглашения. Обсудите и дайте оценку высказанным предложениям и выберите самое оптимальное, учитывающее требования обеих сторон, то есть добейтесь соглашения.
  8. Установить крайний срок решения, так как если не определить сроки переговоров, они могут затянуться надолго. Если предел установлен, то работа сторон будет строиться, исходя из него. Сроки необходимо согласовать с обеими сторонами.
  9. Воплотить план в жизнь. Как только заключено соглашение, сразу приступайте к мерам по урегулированию конфликта, так как отсрочки вызовут сомнения и подозрения между сторонами.
  10. Оценить принятое решение, так как при принятии соглашения по урегулированию конфликта могут быть те, кого обидели или обделили.

Помните, что для того, чтобы общение было эффективным, собеседника нужно слушать внимательно, понимать его и его чувства, не критиковать и не давать советов, если вас об этом не попросили.

Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 06.06.2018г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.