Безопасное управление транспортным средством Автошкола – это место, где будущие водители приобретают первоначальные навыки вождения и знания, позволяющие сдать экзамены в ГИБДД. Однако для того, чтобы стать опытным водителем, нужна практика в условиях настоящего дорожного движения. Курс «Основы безопасного управления ТС» дается будущим водителям для теоретической подготовки к вождению в сложных городских условиях. Ознакомимся с ним подробнее. И так…

1. Безопасная дистанция

Многим водителям знакома такая ситуация, когда едущая впереди машина резко тормозит, а вы, не успев отреагировать, в нее врезаетесь. В 99% случаев из 100 вы будете виноваты, так как не соблюли безопасную дистанцию. Так какой же она должна быть?

ПДД не содержат конкретных чисел, и каждый водитель, в зависимости от множества факторов, сам должен определять безопасную дистанцию.

Чем быстрее движется автомобиль, тем больше должна быть дистанция. Если покрытие сухое – одна дистанция, а если скользкое – другая.

Согласно рекомендациям, если дорога сухая, дистанция должна составлять не меньше половины скорости, а если скользкая, то не меньше абсолютного значения скорости. К примеру, если ваша скорость 60 км/ч, и дорога сухая, дистанция должна быть не меньше 30 метров, а если дорога скользкая – не меньше 60 метров.

Рекомендации – рекомендациями, но на деле все происходит так, что каждый водитель сам определяет для себя безопасную дистанцию. Если на дороге внезапно возникает препятствие, то наши глаза посылают информацию в головной мозг, который посылает сигнал в спинной мозг, а тот, в свою очередь, дает команды определенным группам мышц, в связи с чем мы переставляем правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

Время, с момента обнаружения водителем препятствия и до момента начала нажатия на педаль тормоза, называется временем реакции водителя, и у всех оно разное, в пределах 0,4-1,6 секунды, в зависимости от опытности. А гидравлический привод тормозов, по данным инженеров, срабатывает за 0,4 секунды.

Таким образом, у нас получилось две секунды, после которых начнется торможение. Если дорога сухая, то безопасной будет та дистанция, которую автомобиль проедет за 2 секунды: на скорости 60 км/ч – немного больше 33 метров, а на скорости 90 км/ч – 50 метров.

На экзамене будут вопросы об этих двух секундах и о том, что считается временем реакции водителя.

2. Безопасный боковой интервал

Боковым интервалом называют расстояние между боками автомобилей попутного или встречного направления, и очень важно его соблюдать, особенно по отношению к встречному транспорту. Двигаясь на небольшой скорости, у вас будет время среагировать и нырнуть между автомобилями, а вот если скорость большая, вам потребуется широкий коридор, чтобы безопасно управлять автомобилем.

Также следует помнить, что боковой интервал должен быть больше, если вы разъезжаетесь с длинномерным транспортом, поскольку его колебания в поперечной плоскости высоки. Боковой интервал следует увеличить, если на дороге плохая видимость, поскольку вы не сможете правильно оценить расстояние до других автомобилей, и на скользкой дороге.

3. Как правильно тормозить?

Для начала давайте разберем следующие термины:

  • Путем, пройденным за время реакции водителя, называют путь, который прошел водитель с момента обнаружения опасности и до начала принятия мер по ее избежанию.
  • Тормозным путем называется путь, который прошел водитель от начала принятия мер и до полной остановки.
  • Остановочный путь – путь, который прошел водитель с момента обнаружения опасности и до полной остановки, то есть он включает и пройденный за время реакции водителя путь, и тормозной путь.

Длина и траектория тормозного пути зависит от навыков водителя и его действий. Если водитель ударит по тормозам и вгонит педаль в пол, то он заблокирует мгновенно все колеса, и они перестанут вращаться, однако движение автомобиля не прекратится. Он продолжит двигаться по инерции, колеса начнут скользить по дороге. Данное движение колес зовут «юзом». Автомобиль становится неуправляем, и руль вращать бесполезно.

Вы можете управлять автомобилем только тогда, когда колеса катятся. Следовательно, нажатие на педаль тормоза нужно производить плавно. В случае же экстренного торможения время нажатия на педаль тормоза сжимается во времени до предела, однако удара по тормозам не будет, и водитель сможет вовремя почувствовать, что машина начала скользить, то есть она больше не тормозит, и колеса потеряли сцепление с дорогой. Он ослабит нажатие на педаль, восстановит торможение и вернет машине управляемость. То есть вы будете тормозить прерывистым нажатием на педаль: надавите на тормоз сильно, но не блокируя колеса, а до момента, когда авто заскользит, а после ослабите нажатие на тормоз и снова его усилите, и так далее, пока полностью не остановитесь.

Данный способ торможения нужен вам только в том случае, если у вашего авто отсутствует АВS – антиблокировочная система.

Узнать о наличии в автомобиле АВS можно по желтому значку с надписью АВS на панели приборов, который загорится при повороте ключа зажигания, и если работа ее исправна, спустя несколько секунд значок погаснет.

Если АВS у вас имеется, то жмите на тормоза как угодно, данная система не допустит блокировку колес.

Таким образом, важно усвоить основные принципы экстренного торможения:

  • Чтобы тормозной путь был минимальным, особенно на скользком дорожном покрытии, нельзя допускать блокировку колес.
  • Если у вашего автомобиля отсутствует АВS (антиблокировочная система), то ею являетесь вы сами, и ваша задача в условиях экстренного торможения удержать торможение на грани блокировки колес методом прерывистого нажатия на педаль тормоза.
  • Если АВS у вас имеется, то жмите на тормоза до полной остановки авто, а остальные задачи на себя возьмет умная АВS.

4. Техника торможения двигателем

Для начала отметим, что все теоретические вопросы билетов ГИБДД относятся к автомобилям с механической трансмиссией, и мы также будем говорить о технике управления автомобилями с механической коробкой передач.

И так, если дорога сухая, то блокировка колес врятли случится, но если дорога скользкая, то при легком нажатии на педаль тормоза колеса могут уже не катиться, а скользить. В подобной ситуации самым эффективным способом торможения является торможение двигателем или же одновременное торможение двигателем и методом прерывистого нажатия на тормоза на грани блокировки колес. При этом нажим на педаль тормоза производится плавно и нежно.

Тормозить двигателем – значит плавно уменьшить нажатие на педаль газа, в связи с чем обороты двигателя начнут падать, и если раньше ваша скорость движения была 90 км/ч, то она начнет на этой же пятой передаче плавно снижаться на 60 км/ч. При этом колеса перестанут скользить, а будут принудительно вращаться, и автомобиль будет управляем. Вы можете перейти с пятой передачи на четвертую, третью, затем на вторую или первую, правой ногой слегка притормаживая нажимом на педаль тормоза, пока скорость ваша не станет безопасной, и можете дальше двигаться по скользкой дороге, но уже намного медленнее.

Опытные водители любят тормозить двигателем, даже когда останавливаются на светофоре. Они двигаются не накатом на «нейтралке», а переставляют ногу с акселератора на тормоз, и, подъехав к перекрестку в таком режиме, переводят рукоятку переключения передач в нейтральное положение.

Наглядно с техникой торможения вас познакомит видео:



Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 13.02.2018 г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.