Обгон и опережение До недавнего времени в Правилах дорожного движения отсутствовал термин «опережение», а использовалось только слово «обгон». Но после внесённых изменений добавление нового термина ставит некоторых водителей в тупик. Следует внести ясность, что такое «обгон» и «опережение», и чем отличаются эти два понятия.

Что такое обгон, что такое опережение. Отличие

Чтобы уловить разницу в действиях при обгоне и опережении, следует знать чёткие определения данных терминов.

Опережение – это увеличение скорости движения транспортного средства по сравнению с другими автомобилями, передвигающимися в одном направлении. Другими словами, при опережении машина обгоняет другие попутные ТС, но не выезжает при этом на встречную полосу движения.

Обгон тоже связан с опережением попуток. Но этот манёвр производится как раз с использованием встречной полосы, когда она свободна.

Для совершения обгона в ПДД существует множество ограничений. Требования к опережению не такие суровые, ведь водитель практически не покидает полосы движения и не может столкнуться с транспортом, едущим навстречу.

Опережать разрешается во время проезда:

  • перекрёстка;
  • в тоннеле;
  • совершая поворот.

Но находясь за рулём, следует руководствоваться не только правилами, но и конкретной дорожной ситуации. Например, при плохих погодных условиях лучше не опережать автомобили на повороте во избежание столкновений.

Да и заметив, что попутный транспорт тормозит перед нерегулируемым пешеходным переходом, лучше тоже притормозить или даже остановиться, чтобы не сбить людей, переходящих дорогу.

До того как в ПДД появился термин «опережение», существовало понятие «обгон справа». Теперь правила конкретизировали, и подобная трактовка утратила смысл. Поскольку справа нет встречной полосы, то и обгон справа произвести невозможно. Такой манёвр называется теперь «опережение справа». Хотя особой разницы между опережением справа и опережением слева не существует, ведь оба эти манёвра делаются в одном направлении на дороге с наличием нескольких полос движения.

Как правильно обгонять

К обгону предъявляется много требований и запретов. Перед совершением данного манёвра водитель должен:

  • убедиться, что на встречной полосе отсутствуют транспортные средства или находятся на довольно большом расстоянии;
  • посмотреть, не создаст ли он своими действиями препятствия для других автолюбителей;
  • взглянуть в зеркало заднего вида, не пытается ли автомобиль, идущий сзади, совершить обгон в данный момент и не выезжать в этом случае на встречную полосу;
  • включить левый поворот.

Чтобы произвести опережение, достаточно включить указатель правого или левого поворота и совершить манёвр, увеличив скорость в допустимых пределах на данном участке дороги. Совершив опережение, автолюбителю нет необходимости возвращаться на предыдущую полосу движения, как это является в случае с обгоном.

Как себя вести, когда вас обгоняют

Заметив, что транспортное средство решило обогнать автомобиль, водитель зачастую не знает, что должен предпринять – притормозить или наоборот нажать на педаль газа.

Следует действовать в зависимости от сложившейся дорожной ситуации. К примеру, видите такую ситуацию: водитель сзади идущей машины начал совершать обгон, навстречу показался грузовик, и он не успевает закончить манёвр и вернуться на свою полосу.

Чтобы избежать неприятных последствий, вам следует либо принять максимально вправо к обочине, давая возможность лихачу завершить обгон. Или же продолжать ехать, не сбавляя скорости, а водителю предоставить возможность занять место за вами.

Заметив, что попутное авто поравнялось с вашим и сбавило газ, лучше увеличить скорость. Таким образом дать возможность транспортному средству вернуться на полосу.

В каких случаях можно получить штраф

При нарушении правил обгона и выезде на встречную полосу в запрещённых местах водитель может получить штраф в 5 тыс.рублей или лишиться прав на полгода. Если в процессе пострадают участники дорожного движения, может последовать уголовная ответственность.

Но и в случае с неправильным выполнением опережения автолюбитель может быть наказан. Подобное может случиться, если водитель не сбросит скорость вместе с другими ТС, двигающимися в попутном направлении, перед пешеходным переходом. В случае если пешеход пострадает, административное взыскание (1500-2500 руб.) будет заменено уголовным.

Выезд на обочину при опережении справа карается наложением штрафа в сумме 1500 руб., а на велосипедную дорожку или тротуар обойдётся в 2000 руб.

Заключение

Подводя итог, можно с уверенностью заявить, что обгон всегда является опережением, но не каждое опережение можно считать обгоном.

Независимо от того, какой манёвр производит водитель, всегда следует проявлять осторожность. Ведь от действий автомобилиста зависит его личная жизнь и жизнь других участников дорожного движения.

Автор: Розина Луиза, дата публикации: 14.09.2021
Перепечатка без согласия редакции запрещена.