Рулевое управление автомобиля: устройство и работа Чтобы автомобиль мог двигаться в заданном водителем направлении нужно рулевое управление. В систему рулевого управления входит рулевой механизм и рулевой привод. В этой статье мы подробно разберем устройство рулевого управления автомобиля и его работу.

И так, рулевой механизм может быть червячным, реечным и активным. Рассмотрим их устройство и работу подробнее…

Устройство реечного рулевого механизма

Реечный рулевой механизм – самый распространенный в наши дни, и состоит он из:

  • Рулевого колеса (руля);
  • Рулевого вала;
  • Рулевой рейки, являющейся узлом, состоящим из зубчатой рейки и приводимой в движение рулевой шестерней. Концы зубчатой рейки имеют резьбовые отверстия для крепления рулевых тяг.
  • Рулевых тяг, являющихся металлическими стержнями, имеющими на одном конце резьбу, а на другом – шарнирное шаровое устройство с резьбой.
  • Рулевого наконечника – корпуса с шаровым шарниром и внутренней резьбой, куда вкручиваются рулевые тяги.

И так, рулевое колесо вращается, передавая усилие на шестерню, приводящую в действие рулевую рейку, которая выезжает из корпуса вправо или влево и передает усилие на рулевой рычаг с наконечником, вставленным в ступицу, поворачиваемую им.

Чтобы свести на минимум усилия водителя при работе с рулем, реечное рулевое устройство имеет усилители руля. Поговорим о них подробнее…

Усилители руля

К усилителям руля относятся вспомогательные устройства для обеспечения его вращения. К типам усилителей относятся электроусилитель, гидроусилитель, пневмоусилитель и гидроэлектроусилитель.

В состав гидроусилителя входит гидравлический насос, приводимый в действие двигателем, система шлангов высокого давления и бочок для жидкости. В герметически выполненном корпусе рейки имеется жидкость гидроусилителя. Таким образом, насосом нагнетается в системе давление. В случае неподвижности руля насосом просто создается циркуляция жидкости, но стоит рулю повернуться, и циркуляция перекрывается, жидкость давит на рейку, тем самым помогая водителю. Куда вращается руль, в ту сторону и направлено давление.

Гидроэлектроусилитель имеет ту же систему, однако вращение насоса осуществляется электромотором.

Электроусилитель также оснащен электромотором, который соединен непосредственно с рулевым валом или рейкой, а управление происходит электронным блоком. Второе название электроусилителя – адаптивный усилитель, поскольку можно в зависимости от скорости движения авто прикладывать разные усилия к вращению руля. Яркий представитель такой системы – Servotronic.

Пневмоусилитель близок по строению с гидроусилителем, однако вместо жидкости используется сжатый воздух.

Устройство активной рулевой системы

В наше время активная рулевая система является самой продвинутой. Состоит она из:

  • Рулевой рейки с планетарным механизмом и электродвигателем;
  • Блока электронного управления;
  • Рулевых тяг, наконечников;
  • Рулевого колеса.

Рулевое колесо начитает вращаться, а с ним и планетарный механизм, приводящий в действие рейку, однако в зависимости от скорости движения передаточное число будет разным.

Солнечная шестерня снаружи вращается электродвигателем, и передаточное число будет меняться в зависимости от скорости вращения. На большой скорости даже небольшое движение руля может привести к плачевным последствиям, поэтому электромотор включается, вращает солнечную шестерню, и при повороте нужно будет больше довернуть руль. Если скорость маленькая, то вращение электродвигателя происходит в другую сторону, и управление автомобилем становится более комфортным.

Устройство червячной рулевой системы

Червячная рулевая система состоит из:

  • Руля;
  • Рулевого вала с крестовиной – металлического стержня, с одной стороны которого есть шлицы для фиксации руля, а с другой – внутренние шлицы, которые крепятся к рулевой колонке.
  • Рулевой колонки – литого корпуса, состоящего из червячной ведущей шестерни и ведомой, которая соединена с рулевой сошкой.
  • Рулевых тяг, наконечников и маятников, в совокупности соединенных между собой шаровыми и резьбовыми соединениями.

Рулевое колесо вращается, передавая усилие червячному механизму колонки, а затем вращение передается ведомой шестерне, приводящей в действие рулевую сошку. Сошка прикреплена к средней тяге, второй конец которой присоединен к маятниковому рычагу, установленному на опоре и прикрепленному к кузову автомобиля. От сошки и «маятника» отходят боковые тяги, обжимными муфтами прикрепленные к рулевым наконечникам, соединенным со ступицей. Рулевая сошка поворачивается, передавая усилие боковой тяге и среднему рычагу, который приводит в действие вторую боковую тягу, поворачивающую ступицы, а также и колеса.

Данной системой были оснащены старые модели «Жигулей» и «BMW».

Есть еще и винтовая система рулевого управления, схожая с червячным механизмом.

Более подробно с устройством и работой рулевого управления автомобиля вас познакомит это видео:

Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 24.10.2017 г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.